По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства Кировской области от 05.03.2015 N 27/127 "Об утверждении генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Кировской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. № 27/127

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИЙ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства Кировской области
от 11.09.2015 № 59/588)

В целях организации деятельности в сфере обращения с отходами на территории области, на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить генеральную схему очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Кировской области (далее - Генеральная схема) согласно приложению.
2. Министерству охраны окружающей среды Кировской области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области использовать утвержденную Генеральную схему в рамках своих полномочий в области обращения с отходами.
(в ред. постановления Правительства Кировской области от 11.09.2015 № 59/588)
3. Департаменту строительства и архитектуры учесть объекты Генеральной схемы в схеме территориального планирования Кировской области.
4. Рекомендовать главам муниципальных районов (городских округов) Кировской области использовать Генеральную схему:
в процессе организации деятельности в области обращения с отходами и санитарной очистки территорий населенных пунктов;
при проектировании и строительстве объектов размещения отходов производства и потребления.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.
6. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ





Приложение

Утверждена
постановлением
Правительства области
от 5 марта 2015 г. № 27/127

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА
ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Санитарная очистка населенных пунктов - одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих охране здоровья населения и состояния окружающей природной среды. Проблемы, связанные с образованием, обезвреживанием и переработкой отходов производства и потребления, актуальны практически для всех регионов и крупных городов Российской Федерации, однако они имеют и региональную специфику.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию твердых бытовых отходов.
Для каждого населенного пункта необходим подбор определенных технологий сбора, утилизации и обезвреживания отходов, учитывающих местный опыт, условия и ресурсы.
Генеральная схема очистки территории Кировской области (далее - Генеральная схема) направлена на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению отходов и уборке городских территорий, а также определяет очередность осуществления этих мероприятий.

2. Анализ существующей системы санитарной очистки территорий

Анализ существующей системы управления и обращения с отходами потребления и вторичными материальными ресурсами на территории Кировской области показал, что существующие организационно-технические резервы для улучшения ее оперативности и эколого-экономической эффективности не могут привести к коренному улучшению критической ситуации в части обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО). Для экологически безопасного и экономически эффективного решения проблемы отходов области на длительную перспективу необходимы как новые технологии, так и новая производственная инфраструктура и новая система управления отходами.
Анализ технологий обращения с отходами, апробированных в промышленных масштабах на территории России, показал, что актуальными для внедрения на территории Кировской области могут быть:
отечественная комплексная технология для обеспечения нормативной экологической безопасности высоконагруженного полигона захоронения органосодержащих отходов производства и потребления и его санитарно-защитной зоны;
создание предприятий, реализующих системные технологии обращения с городскими отходами;
создание двухэтапной системы сбора и вывоза отходов с малонаселенных территорий с применением полумобильных перегрузочных установок;
создание специализированных предприятий для утилизации различных потоков крупногабаритного мусора;
создание предприятий для рециклинга коммерчески значимых фракций ТБО и крупногабаритного мусора (далее - КГМ);
создание экологически безопасного энергогенерирующего предприятия, использующего в качестве топлива подготовленные к сжиганию фракции ТБО.
Основные предложения по оптимизации инфраструктуры в сфере обращения с отходами состоят в обосновании решения проблемы отходов в масштабе региона на долгосрочную перспективу путем создания вне селитебных территорий регионального энергонезависимого производства полного цикла по сбору коммунальных отходов, их транспортировке, переработке в товарную продукцию, а также сети оптовых логистических центров.
Суть создания системы управления отходами потребления и вторичными материальными ресурсами на территории Кировской области состоит в том, чтобы вывести все проблемы обращения с отходами из сферы ответственности ЖКХ муниципальных администраций на уровень региональной производственной деятельности, включая:
вывоз от мусороперегрузочных станций (далее - МПС) на переработку и/или захоронение;
выделение из отходов вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР);
получение вторичного сырья;
сырьевую, энергетическую и биотехнологическую переработку вторичного сырья в товарную продукцию;
захоронение неутилизируемой части отходов.
Для этого предлагается выделение на малонаселенных территориях с развитой дорожной сетью коммунально-промышленной территории (далее - КПТ) как промышленной (производственной) зоны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации") на расстоянии, значительно превышающем регламентированные размеры санитарно-защитных зон для любых мощных предприятий по переработке отходов.
Создание на КПТ многофункционального энергонезависимого промышленного комплекса, выполняющего все технологические операции по сортировке и обезвреживанию отходов с производством из подготовленных отходов тепловой и электрической энергии для покрытия собственных производственных нужд, а также по последующей переработке коммерчески значимых фракций отходов в товарную продукцию и по депонированию неутилизируемого остатка с целью получения технического компоста.
Создание на КПТ многопрофильного транспортно-логистического предприятия, обеспечивающего поставку отходов и сбыт продуктов их переработки, в том числе создание на обслуживаемых территориях сети мусороперегрузочных станций для перегрузки отходов из собирающих мусоровозов в крупнотоннажные контейнеры и их отправки на разгрузочные терминалы КПТ.
Муниципальные образования Кировской области существенно различаются между собой по степени благоустройства жилого фонда и плотности населения.
Существующая планово-регулярная система сбора и удаления ТБО включает в себя:
организацию мест временного хранения отходов;
организацию транспортировки бытовых отходов с территорий домовладений и организаций;
организацию обезвреживания, утилизации или захоронения твердых бытовых отходов.
На данный момент сбор отходов на территории Кировской области преимущественно производится или с помощью несменяемых контейнеров, или бестарным "позвонковым" способом. В большинстве сельских населенных пунктов, расположенных в отдаленных районах области, вывоз ТБО не организован, отходы вывозятся жителями на несанкционированные необорудованные свалки.
За последние годы наметилась положительная тенденция по улучшению системы сбора ТБО в городах Кировской области. В частности, в городе Кирове в 2012 - 2014 годах активно проводилась работа по внедрению раздельного сбора ТБО. По состоянию на декабрь 2014 года на территории города установлено 456 контейнерных площадок, 455 контейнеров для сбора бумаги и 450 контейнеров для сбора пластика.
Тем не менее для успешной реализации идеи раздельного сбора мусора необходима планомерная работа по повышению экологического сознания населения.
В число объектов обязательного обслуживания по своевременному удалению ТБО включаются жилые здания, предприятия торговли и общественного питания, рынки, лечебные и детские дошкольные учреждения, учебные заведения, предприятия культурно-бытового назначения, различные учреждения и организации, а также жилье населения, постоянно и временно проживающего на территории муниципальных образований.
Сбор и удаление бытовых отходов регламентируется СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест":
при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше + 5 градусов) - не более одних суток (ежедневный вывоз);
для обеспечения шумового комфорта жителей сбор ТБО от домовладений необходимо осуществлять не ранее 7 часов и не позднее 23 часов;
за каждой транспортной единицей следует закрепить участок сбора с числом рейсов, соответствующих сменной производительности, при этом по возможности должна сохраняться равномерная нагрузка на каждую транспортную единицу данного типа;
на основании закрепленных маршрутов составляют график работы мусоровозов;
вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО) производится по графику, согласованному с жилищной организацией, а также по заявкам жилищных организаций;
в случае возникновения необходимости внеочередного вывоза КГМ с конкретного участка информация об этом доводится до перевозчика непосредственно водителем мусоровоза, выполняющего ежедневный объезд мусоросборных площадок в городских округах или территорий домовладений в сельских округах.
Требования эти во многих районах не выполняются и их решение как раз является задачей данной работы с выработкой комплексного подхода для всей территории области.
На основе проведенного обследования из 40 муниципальных образований области только в 9 усредненный по автопарку физический износ мусоровозной техники не превышает 60%, а в 26 подтвержденная степень износа составляет 100%. При таком износе это означает, что вероятность отказа транспортного звена в технологической цепи обращения с ТБО равна 100% и влечет за собой остановку всего производства, невозможность обеспечения экологической безопасности муниципальной территории.
Необходимо отметить, что существующее состояние системы обращения с отходами потребления в Кировской области имеет две основные проблемы:
угроза предстоящих в ближайшее время локальных экологических катастроф из-за необходимости закрытия большинства мест размещения ТБО и недостаточной мощности как полигонов, так и практически полное отсутствие мусороперерабатывающих предприятий;
необходимость выполнения срочных природоохранных мероприятий по рекультивации большинства мест размещения ТБО, как еще действующих, так и отработанных, с целью минимизации их негативного воздействия на население и окружающую среду.
Существующая система сбора твердых бытовых отходов не позволяет в полной мере удалять их из мест образования. В свою очередь, это приводит к несанкционированному размещению ТБО в окружающей среде и к значительным потерям вторичных ресурсов.
Объекты размещения ТБО, находящиеся практически возле каждого крупного населенного пункта, в основном представляют собой свалки без каких-либо сооружений по защите окружающей среды.
Сортировка ТБО на территории области практически не осуществляется, поэтому все утильные фракции, содержащиеся в твердых бытовых отходах, в большинстве своем отправляются на свалки и полигоны.
Для экологически безопасного и экономически эффективного решения проблемы отходов области на длительную перспективу необходимы как новые технологии, так и новая производственная инфраструктура и новая система управления отходами.

3. Основные цели формируемого проекта Генеральной схемы

Анализ существующей системы управления и обращения с отходами потребления и вторичными материальными ресурсами на территории Кировской области с целью выявления организационно-технических резервов для временного улучшения ее оперативности и эколого-экономической эффективности;
научно-техническое обоснование выбора новых технологий экологически безопасного и экономически эффективного решения проблемы отходов области;
научно-техническое обоснование выбора новой организационно-производственной инфраструктуры для экологически безопасного и экономически эффективного решения проблемы отходов области на длительную перспективу;
научно-техническое и эколого-экономическое обоснование выбора новой системы управления отходами.

4. Основные положения Генеральной схемы

Генеральная схема очистки территорий муниципальных образований Кировской области состоит из Генеральной схемы очистки территории муниципальных образований в радиусе 70 км от областного центра, которая логистически увязана с Генеральной схемой очистки территорий остальных муниципальных образований Кировской области, входящих в проект генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Кировской области (далее - Проект). Такая схема является наиболее экономически выгодной по размещению объектов системы управления отходами, логистике движения отходов и вторичных материальных ресурсов, а также инвестиционной целесообразности.
В Генеральной схеме:
проведено распределение территории области по зонам и входящим в них муниципальным образованиям. Еще на I этапе работы вся территория области была зонирована на 5 зон. Однако на основании экономических расчетов предлагается включить в инвестиционный проект 3 зоны: Центральную, Юго-Западную и Юго-Восточную. По двум другим зонам: Северо-Восточной и Северо-Западной - исполнителем работы также даны предложения по решению проблем;
проведено предварительное размещение объектов единой схемы обращения с отходами, в том числе входящих в инвестиционный проект;
выстроена логистика движения отходов на основе существующей и практикуемой транспортной доступности;
проведена детализация по каждому муниципальному образованию в разрезе городских и сельских поселений.
Важным результатом работы явилось определение инвестиционных площадок. На территории области на основе экономических расчетов и с учетом межмуниципального взаимодействия распределены основные объекты по сбору (концентрации), сортировке, переработке отходов. Всего определено 13 инвестиционных площадок.
Совместно с муниципальными образованиями произведен предварительный подбор мест размещения инвестиционных площадок в соответствующих муниципальных образованиях.
Ключевым моментом является создание КПТ по комплексной переработке отходов в Центральной зоне вблизи областного центра.
КПТ включает в себя участок сортировки ТБО, предприятие по производству технического компоста, предприятие по производству товаров из вторсырья (рециклинг ПЭТФ-тары, алюминиевой тары, макулатуры, изделий из пластмассы, композиционных упаковочных материалов), участок термического обезвреживания отсортированных и подготовленных отходов с получением электрической и тепловой энергии для собственных нужд и захоронением неутилизируемой части на полигоне ТБО.
Для того чтобы достичь необходимого уровня работоспособности и прибыльности планируемого предприятия комплексной переработки отходов на КПТ, специализирующегося на глубокой переработке вторсырья, Проектом предполагается внедрение схемы снабжения предприятия нужным количеством вторсырья за счет сортировки отходов непосредственно на КПТ, а также локальных мусоросортировочных станций на территориях муниципальных образований Центральной, Юго-Восточной и Юго-Западной зон, входящих в состав данного инвестиционного проекта.
Поэтому на остальных инвестплощадках планируется разместить 12 мусоросортировочных и 8 мусороперегрузочных станций, а также несколько межмуниципальных полигонов для захоронения неутилизируемой части мусора.
Так, в 7 районах Центральной зоны планируется разместить мусоросортировочные станции, оборудованные участком перегрузки мусора: Верхошижемском, Котельничском, Куменском, Мурашинском, Слободском, Юрьянском районах, Орловском районе Кировской области. В Оричевском районе будет только сортировка без перегрузки.
Кроме того, в Слободском районе, входящем в состав Центральной зоны, планируется строительство полигона ТБО.
В южных районах области - это Юго-Западная и Юго-Восточная зоны, планируется построить 3 межмуниципальных полигона ТБО для захоронения хвостов после сортировки (Вятскополянском, Нолинском, Яранском районах).
Также в 4 южных районах (Вятскополянском, Нолинском, Яранском районах, Уржумском муниципальном районе) будут размещены мусоросортировочные станции, одна из которых (Уржумский муниципальный район) оборудована участком перегрузки мусора.
Реализация проекта Генеральной схемы потребует обеспечения всей территории области планово-регулярной системой очистки, которая включает:
организацию мест временного хранения отходов (контейнерные площадки), их обеспечение достаточным количеством контейнеров;
организацию транспортировки бытовых отходов с территорий домовладений и организаций (включая создание современного мусоровозного автопарка, строительство мусороперегрузочных станций).
Разработанная Генеральная схема является основой для разработки конкретных генеральных схем очистки территорий для каждого населенного пункта или муниципального образования.
При составлении Генеральной схемы, как ее центральной части с центром в г. Кирове, так и в целом, были определены следующие основные положения:
распределение территории области по зонам и входящим в них муниципальным образованиям;
выделение зон и муниципальных образований, входящих в состав инвестиционного проекта;
размещение объектов единой схемы обращения с отходами, в том числе входящих в инвестиционный проект;
логистика движения отходов на основе существующей и проектируемой транспортной доступности;
детализация по каждому муниципальному образованию в разрезе городских и сельских поселений по центральной зоне;
наглядность представленного материала и возможность его использования для территориального планирования как в разрезе области, так и муниципальных образований.
Кроме того, предлагается осуществить следующие мероприятия по реорганизации мест временного хранения твердых бытовых отходов для плотно населенных территорий (многоэтажная застройка) и для малонаселенных территорий (малоэтажная застройка).
В условиях многоэтажной застройки предлагается:
установить в крупных городах контейнеры объемом 1,1 куб. метра с унифицированными захватами для мусоровозов с задней загрузкой и подпружиненными крышками;
оборудовать необходимое количество контейнерных площадок с ограждением, навесом и асфальтобетонным основанием;
на контейнерных площадках с нормой накопления отходов более 6 куб. метров в сутки установить бункеры-накопители объемом до 8 куб. метров для сокращения времени загрузки;
заменить в домах, оснащенных мусоропроводом, бачки для сбора мусора в мусоросборных камерах легкими контейнерами из пластика объемом 0,4 - 0,6 куб. метра (на колесах).
Для крупногабаритных отходов использовать контейнеры объемом 8 куб. метров.
В условиях малоэтажной застройки с небольшой плотностью населения на один квадратный километр для накопления отходов предлагается использовать малые контейнеры объемом 0,75 куб. метра, которые заполняются за небольшой период времени. Это позволяет соблюдать санитарные требования и нормы вывоза отходов. Для крупногабаритных отходов применяются контейнеры объемом 8 куб. метров.
В процессе эксплуатации контейнеры могут быть заменены на большие или меньшие по емкости в зависимости от складывающейся ситуации с потоками ТБО в каждом конкретном регионе.
Мероприятия по снижению нагрузки на транспортную составляющую системы обращения с отходами включают использование двухэтапной схемы вывоза бытовых отходов:
I этап: сбор твердых бытовых отходов в местах накопления; вывоз ТБО собирающими мусоровозами на мусоросортировочные станции (далее - МСС);
II этап: после сортировки вторичные ресурсы прессуются и перевозятся на КПТ для переработки в готовую продукцию, а неутилизируемые отходы - "хвосты" либо прессуются и отвозятся на КПТ, либо непосредственно поступают на захоронение, если МСС совмещена с полигоном ТБО.
Для снижения издержек и оптимизации графика сбора отходов в зонах малоэтажной застройки возможно использование мобильных станций перегрузки с компактором для сбора отходов объемом не менее 27 куб. метров. В компактор такого объема входит 15 - 20 контейнеров объемом по 6 куб. метров. Для транспортировки на полигон двух контейнеров или компакторов возможно использование спецприцепа для сменных кузовов.
Логистически Генеральная схема выглядит следующим образом:
центральным объектом Генеральной схемы является КПТ, включающая мусоросортировочное производство, производство технического компоста, производство по переработке вторичных материальных ресурсов в товарный продукт, оборудование по термическому обезвреживанию "хвостов" и возможно части опасных отходов (медицинские, биологические и т.п.) с выработкой тепловой и электрической энергии, а также полигон ТБО;
из Кирово-Чепецкого района и г. Кирова несортированные ТБО поступают непосредственно на КПТ;
ТБО, собранные в Верхошижемском, Котельничском, Куменском, Мурашинском, Юрьянском районах, Орловском районе Кировской области, в г. Котельниче, первоначально поступают на соответствующие МСС, откуда спрессованные вторичные материальные ресурсы (далее - ВМР) и "хвосты" крупнотоннажным транспортом перевозятся на КПТ;
ТБО, собранные в Слободском и Оричевском районах, г. Слободском и частично в заречной части муниципального образования "Город Киров", поступают на МСС (Слободского и Оричевского районов соответственно), откуда спрессованные ВМР доставляются на КПТ, а "хвосты" поступают на захоронение на соответствующие районные полигоны ТБО;
ТБО, собранные в Юго-Восточной зоне (г. Вятские Поляны, Вятскополянский, Малмыжский, Немский, Нолинский, Сунский районы, Уржумский муниципальный район), первоначально поступают на соответствующие МСС, отсортированные ВМР доставляются на КПТ, а "хвосты" вывозятся на полигоны ТБО в Вятскополянском и Нолинском районах;
ТБО, собранные в Юго-Западной зоне (Арбажский, Кикнурский, Тужинский, Яранский районы), поступают на межмуниципальную МСС Яранского района, отсортированные ВМР доставляются на КПТ, а "хвосты" напрямую поступают на расположенный рядом полигон ТБО;
остальные районы, не вошедшие в инвестиционный проект, размещают свои отходы на районных и межрайонных полигонах ТБО. По мере реализации Проекта эти районы могут включаться в общую систему управления при создании определенных организационных и экономических условий.

5. Основные технико-экономические показатели
пятизонного варианта системы обращения с отходами

5.1. КПТ в Кирово-Чепецком районе (Центральная зона).
5.2. На территории Верхошижемского, Котельничского, Куменского, Мурашинского, Оричевского, Слободского, Юрьянского районов, Орловского района Кировской области предлагается сооружение локальных мусоросортировочных станций с участками перегрузки мусора с целью организации транспортных потоков и снижения транспортной нагрузки. Для обезвреживания "хвостов" от МСС там же предлагается строительство полигонов.
5.3. Свечинский, Шабалинский районы, Кильмезский муниципальный район, Советский район Кировской области не включаются в состав инвестиционного проекта.
5.4. Лебяжский, Пижанский, Санчурский районы не включаются в состав инвестиционного проекта в связи с наличием достаточной остаточной емкости полигонов, расположенных в этих районах, до окончания реализации мероприятий Проекта.
5.5. Исключение из Проекта северных зон области в связи с низким уровнем образования отходов, сложным состоянием дорожной сети и нерентабельностью в целом.
5.6. На территории Юго-Восточной зоны предлагается сооружение МСС в Вятскополянском, Нолинском районах, Богородском и Уржумском муниципальных районах. МСС в Уржумском муниципальном районе оборудуется участком перегрузки мусора.
5.7. Для дальнейшего обезвреживания "хвостов" от МСС предлагается строительство полигонов в Вятскополянском, Нолинском районах, Богородском муниципальном районе.
5.8. На территории Юго-Западной зоны предлагается строительство полигона в Яранском районе, оснащенного МСС.

6. Предложения по формированию инвестиционных
производственных площадок в области обращения с отходами
в разрезе конкретных объектов

В качестве исходных данных для выбора земельных участков для размещения объектов единой схемы размещения природоохранных объектов комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Кировской области (далее - Единая схема) на основе градостроительных и санитарно-экологических нормативных документов, логистики движения потоков отходов и ВМР были определены следующие параметры:
для мусоросортировочных станций:
площадь земельного участка планируется 3 - 5 га,
санитарно-защитная зона (СЗЗ) - 500 метров,
исключение из рассмотрения земель лесного и водного фонда, охранных зон и территорий (особо охраняемые природные территории, водоохранные зоны, разведанные и учтенные месторождения полезных ископаемых, охранные зоны питьевых водозаборов, охранные зоны трубопроводов и магистралей и т.п.),
преимущественное рассмотрение земель промышленности или других категорий (земли сельскохозяйственного назначения) с возможностью их перевода в требуемую категорию, возможно земли населенных пунктов, зонированные в соответствии с правилами землепользования и застройки под промышленную и коммунальную инфраструктуру,
электрическая мощность - до 30 - 50 кВт в зависимости от мощности объекта,
наибольшая приближенность к основным местам сбора отходов,
наличие (по возможности) существующей транспортной инфраструктуры и близость автомобильных магистралей для вывоза "хвостов" и ВМР,
возможность основного обеспечения местными трудовыми ресурсами,
наличие благоприятной административной и социально-экологической ситуации на данной территории;
для полигонов ТБО:
площадь земельного участка согласно таблице 1,
СЗЗ - 500 метров,
электрическая мощность - 10 - 20 кВт в зависимости от мощности объекта,
исключение из рассмотрения земель поселений, лесного и водного фонда, охранных зон и территорий (водоохранные зоны, разведанные и учтенные месторождения полезных ископаемых, охранные зоны питьевых водозаборов, охранные зоны трубопроводов и магистралей и т.п.),
преимущественное рассмотрение земель промышленности или других категорий (земли сельскохозяйственного назначения) с возможностью их перевода в требуемую категорию; как вариант - расширение существующих полигонов ТБО,
наличие (по возможности) низкого уровня подземных вод и водоупорных грунтов,
наибольшая приближенность к основным местам сбора отходов и МСС,
наличие (по возможности) существующей транспортной инфраструктуры и близость автомобильных магистралей для приема отходов и "хвостов",
возможность основного обеспечения местными трудовыми ресурсами,
наличие благоприятной административной и социально-экологической ситуации на данной территории.
На основе вышеуказанных исходных данных совместно с администрациями муниципальных районов и поселений была проведена работа по выбору земельных участков для размещения объектов Единой схемы с выездом на место. При этом рассматривалось не менее двух вариантов размещения объектов, сбор имеющихся данных по этим земельным участкам, в том числе кадастровые данные.
На основе анализа представленных вариантов размещения вышеуказанных объектов были определены наиболее подходящие по параметрам земельные участки.
Предполагаемые объемы финансирования включают стоимость оборудования и ориентировочную стоимость строительно-монтажных работ, но не включают компенсационные выплаты, связанные с переводом земель из одной категории в другую, а также связанные с введением ограничений на деятельность в санитарно-защитных зонах.
Всего в Кировской области согласно Единой схеме предполагается создание 14 инвестиционных площадок, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Территория, объект
Производительность (т/год), площадь (га)
Ввод в эксплуатацию
Центральная зона


Предприятие комплексной переработки ТБО на КПТ


Участок сортировки ТБО
480 000 т/год
2018 год
Предприятие по производству технического компоста
130 000 т/год
2018 год
Предприятие по производству товаров из вторсырья:


рециклинг ПЭТФ-тары
14 000 т/год
2018 год
рециклинг алюминиевой тары
11 500 т/год
2018 год
рециклинг макулатуры
115 000 т/год
2018 год
рециклинг изделий из пластмассы
14 000 т/год
2018 год
рециклинг композиционных упаковочных материалов
3 500 т/год
2018 год
Участок термического обезвреживания
240 000 т/год
2020 год
Полигон ТБО на КПТ
10 га
2018 год
Полигон ТБО (Слободской район)
18 га
2018 год
Мусоросортировочные станции, оборудованные участком перегрузки мусора


Верхошижемский район
6 200 т/год
2018 год
Котельничский район
20 000 т/год
2018 год
Куменский район
13 000 т/год
2018 год
Мурашинский район
3 300 т/год
2018 год
Оричевский район <*>
13 500 т/год
2018 год
Орловский район Кировской области
2 000 т/год
2018 год
Слободской район <*>
44 200 т/год
2018 год
Юрьянский район
12 500 т/год
2018 год
Юго-Восточная зона


Мусоросортировочные станции, в т.ч. оборудованные участком перегрузки мусора


Нолинский район <*>
11 000 т/год
2023 год
Уржумский муниципальный район
14 800 т/год
2018 год
Полигоны ТБО


Вятскополянский район
17 га
2018 год
Нолинский район
9 га
2028 год
Юго-Западная зона


Мусоросортировочная станция


Яранский район <*>
16 400 т/год
2023 год
Полигон ТБО


Яранский район
12 га
2023 год

--------------------------------
<*> МСС, не оборудованная участком перегрузки мусора в связи с наличием полигона ТБО для размещения "хвостов".

7. Предложения по целесообразности проектирования,
строительства, реконструкции или рекультивации
объектов санитарной очистки

Все объекты, предлагаемые к размещению на инвестиционных площадках, являются объектами нового строительства и требуют предварительного проведения проектно-изыскательских работ.
Рекультивация эксплуатируемых в соответствии с Генеральной схемой полигонов ТБО должна осуществляться по мере выработки их ресурса. При этом все существующие полигоны ТБО и свалки подлежат рекультивации. В первую очередь это касается свалок ТБО, не отвечающих природоохранным требованиям (Верхошижемский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Куменский, Оричевский, Слободской, Юрьянский и другие районы).
Вновь построенный полигон ТБО Оричевского района включается в Единую схему.
Строящийся полигон ТБО в Кирово-Чепецком районе (Просницкое СП) может быть задействован на переходный период по мере реализации инвестиционного проекта, а в дальнейшем использоваться для резервных и аварийных целей, а также для размещения разрешенных для захоронения на полигоне ТБО промышленных отходов.
Для обеспечения безопасного обращения с твердыми бытовыми отходами рекомендуются к рекультивации и строительству следующие полигоны, не входящие в состав инвестиционного проекта, согласно таблице 2.

Таблица 2

№ п/п
Наименование муниципального образования
Площадь полигона, га
Площадь нового полигона, га
Ориентировочный год ввода в эксплуатацию
1.
Афанасьевский район
3,1
5
2023
2.
Белохолуницкий район
6,2
6
2041
3.
Богородский муниципальный район Кировской области
3,0
7
2036
4.
Верхнекамский район

8
2023
5.
Зуевский район
10,0
8
2040
6.
Куменский район
4,0


7.
Нолинский район
4,3


8.
Омутнинский район
7,89
8
2014
9.
Опаринский район
2,6
5
2031
10.
Оричевский район
3,36


11.
Пижанский район
3,9
5
2044
12.
Подосиновский район Кировской области

5
2023
13.
Санчурский район
3,0
6
2034
14.
Слободской район
13,8


15.
Яранский район
3,0



Строительство полигонов, не входящих в состав инвестиционного проекта, предлагается осуществлять за счет средств муниципального бюджета или посредством привлечения частного инвестора в конкретное муниципальное образование.
Таким образом, в Схеме предполагается задействовать ряд муниципальных образований Кировской области, относящихся преимущественно к центральной и южным зонам.
Проектом предусмотрено два этапа вхождения муниципальных образований в Проект:
I этап - с 2018 года;
II этап - с 2023 года.
7.1. Центральная зона.
В рамках инвестиционного проекта предлагается создание КПТ с организацией предприятия комплексной переработки твердых бытовых отходов, включающего следующие технологические процессы:
выделение вторичных материальных ресурсов для их сырьевой переработки и далее для переработки в товарную продукцию;
рециклинг ПЭТФ-тары;
рециклинг алюминиевой тары;
рециклинг макулатуры;
рециклинг полиэтиленовых изделий;
рециклинг композиционных упаковочных материалов;
подготовка топлива из отходов с последующим получением тепловой и электрической энергии на собственные нужды предприятия;
подготовка отходов и переработка в технический компост;
захоронение неутилизируемых отходов на полигоне.
Существующие полигоны, расположенные в Оричевском, Куменском и Слободском районах, после завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать.
7.2. Юго-Восточная зона.
В рамках инвестиционного проекта на территории Юго-Восточной зоны предлагается сооружение мусоросортировочных станций в Вятскополянском, Нолинском районах, Уржумском муниципальном районе. Мусоросортировочная станция в Уржумском муниципальном районе оборудуется участком перегрузки мусора. Для дальнейшего размещения "хвостов", поступающих от мусоросортировочных станций, предлагается строительство полигонов в Вятскополянском и Нолинском районах.
Полигон, расположенный в Вятскополянском районе, предлагается эксплуатировать до 2017 - 2018 годов. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать.
Полигон, расположенный в Богородском муниципальном районе, предлагается эксплуатировать до 2036 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать. В 2036 году предлагается к строительству новый полигон в Богородском муниципальном районе.
Полигон, расположенный в Нолинском районе, предлагается эксплуатировать до 2028 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать.
7.3. Юго-Западная зона.
В рамках инвестиционного проекта на территории Юго-Западной зоны предлагается строительство межмуниципального полигона ТБО в Яранском районе, оснащенного мусоросортировочной станцией.
Межмуниципальный объект размещения ТБО в Шабалинском районе рекомендуется оборудовать мусоросортировочной станцией (предлагаемое финансирование - за счет средств муниципального бюджета или привлечения частных инвестиций) с возможностью включения его в дальнейшем в общую схему по инвестиционному проекту.
Полигон, расположенный в Санчурском районе, предлагается эксплуатировать до 2034 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать. В 2034 году предлагается к строительству новый полигон в Санчурском районе.
Полигон, расположенный в Пижанском районе, предлагается эксплуатировать до 2044 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать. В 2044 году предлагается к строительству новый полигон в Пижанском районе (или провести привязку района к Яранскому комплексу).
Полигон, расположенный в Яранском районе, предлагается эксплуатировать до 2025 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать.
7.4. Северо-Восточная зона.
Полигон, расположенный в Зуевском районе, рекомендуется оборудовать мусоросортировочной станцией и эксплуатировать до 2040 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать. В 2040 году предлагается к строительству новый полигон в Зуевском районе.
Полигон, расположенный в Афанасьевском районе, предлагается эксплуатировать до 2023 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать. В 2023 году предлагается к строительству новый полигон в Афанасьевском районе.
Полигон, расположенный в Белохолуницком районе, предлагается эксплуатировать до 2041 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать. В 2041 году предлагается к строительству новый полигон в Белохолуницком районе. Также возможен вариант строительства МСС, что позволит увеличить сроки эксплуатации существующего полигона ТБО.
Полигон, расположенный в Омутнинском районе, предлагается эксплуатировать до 2015 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать. В 2015 году предлагается к строительству новый полигон в Омутнинском районе, оборудованный мусоросортировочной станцией.
В Верхнекамском районе предлагается к строительству новый полигон к 2023 году, оборудованный мусоросортировочной станцией. Предлагаемое финансирование мероприятий по Верхнекамскому району - за счет средств муниципального и областного бюджетов с привлечением частных инвестиций.
7.5. Северо-Западная зона.
Полигон, расположенный в Опаринском районе, предлагается эксплуатировать до 2031 года. После завершения дозагрузки предлагается закрыть и рекультивировать. В 2031 году предлагается к строительству новый полигон в Опаринском районе.
В Подосиновском районе Кировской области предлагается к строительству новый полигон к 2023 году.
Рекомендуемые мусоросортировочные станции к строительству в муниципальных образованиях, не входящих в инвестиционный проект, представлены в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п
Наименование муниципального образования
Производительность, т/год
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию
1.
Верхнекамский район
7 400
2023 год
2.
Зуевский район
4 300
2023 год
3.
Омутнинский район
7 700
2023 год
4.
Шабалинский район
6 300
2023 год

Строительство рекомендуемых, но не входящих в состав инвестиционного проекта, мусоросортировочных станций предполагается осуществлять также за счет средств муниципального бюджета или посредством привлечения частного инвестора в конкретное муниципальное образование.

8. Общее описание системы движения ТБО Кировской области

Логистическая система движения отходов (далее - ЛСДО) представляет собой совокупность участников процесса сбора ТБО, объединенных общими технико-экономическими и экологическими требованиями на рассматриваемой территории.
Объектом управления в ЛСДО являются потоки ТБО и ВМР, перемещаемые от мест их генерации через полигоны ТБО, мусоросортировочные станции, мусороперегрузочные станции (далее - МПС) на комплексную производственную территорию с целью их общей утилизации.
Схема движения потоков ТБО приведена на рисунке (не приводится).

Схема транспортных потоков на II этап (с 2023 г.)

Рисунок не приводится.

Данная схема представляет собой централизованную систему доставки отходов со всех районных МПС и МСС по топологии "звезда". При этом снижаются затраты на перегрузочные операции и инфраструктурные объекты, однако транспортные затраты возрастают по мере удаления районов от КПТ.
В связи с тем, что выбранная методика сбора и утилизации ТБО унифицирована для всей рассматриваемой территории, логистические процессы также однородны. Мощности потоков ТБО определяются только численностью населения по нормативу 0,4 т/чел. в год, а выполняемая работа определяется расстояниями доставки мусора до полигона.
Мощности отсортированных фракций ТБО от МСС до КПТ, отмеченные на схеме синими стрелками, определяются исходя из глубины мусоросортировки и в проектных решениях принимаются 0,12 - 0,18 от потока ТБО на рассматриваемом полигоне. Далее используется коэффициент 0,16.
Инвестиционный проект на территории Кировской области к 2018 году предусматривает ввод в работу МСС согласно таблице 4.

Таблица 4

Район
Производительность, т/год
Мощность потока на КПТ, т/год
Верхошижемский район
6 200
992
Котельничский район
20 000
3 200
Куменский район
13 000
2 080
Мурашинский район
3 300
528
Оричевский район
13 500
2 160
Орловский район Кировской области
2 000
320
Слободской район
44 200
7 072
Юрьянский район
12 500
2 000
Юго-Восточная зона


Мусоросортировочные станции, в т.ч. оборудованные участком перегрузки мусора


Вятскополянский район
40 000
6 400
Нолинский район
11 000
1 760
Уржумский муниципальный район
14 800
2 368
Юго-Западная зона


Мусоросортировочная станция


Яранский район
16 400
2 624
Итого:
169 900
31 504

Возможен и другой этап развития ЛСДО, который характеризуется возможностью создания кустового перерабатывающего центра (далее - КПЦ) в Котельничском районе. Создание этого КПЦ позволит аккумулировать потоки ВМР от МСС в Яранском районе и перспективной МСС в Шабалинском районе. Кроме того, сюда возможно переориентировать потоки ВМР из Орловского района Кировской области, и отпадет необходимость отправлять их на более дальнее расстояние на КПТ.
Расчет мощности потоков второго этапа предполагается выполнить после согласования всех вновь вводимых объектов.

9. Оценка объемов потенциального извлечения вторичного сырья
и анализ рынка вторичного сырья

Объем вторичных материальных ресурсов по итогам I этапа по муниципальным образованиям, вошедшим в состав инвестпроекта, оценивается на уровне до 100 тыс. тонн вторичного сырья в год. Безусловно, все зависит от технологии и полноты сбора, востребованности на тот или иной период вида вторсырья. В целом ручная сортировка позволяет отобрать до 15 - 18% сырья из общего потока ТБО, автоматизированная - до 30%. Речь идет о таких наиболее востребованных вторичных ресурсах, как бумага, пластик (все виды), металл, стекло, текстиль и т.д. В то же время в данной работе предлагается использовать и такие виды сырья, как органика, для технического компоста и горючие виды сырья для топлива на энергетическую установку. Это существенно повысит рентабельность всей системы сбора и утилизации. Кроме этого предполагается внедрение раздельного сбора отходов, являющихся вторичными ресурсами, что также повысит объем собираемых ВМР.
Обоснование предложений по дальнейшему способу утилизации вторичного сырья в первую очередь основано на понимании того, какими будут потоки вторичных ресурсов и отходов, так как:
объем и качество получаемых вторичных ресурсов должны соответствовать реальному спросу на рынке вторичного сырья;
показатели экономической эффективности (себестоимость, рентабельность и т.п.) напрямую зависят от объемов и качества вторичного сырья, которое может быть получено.
Существенный интерес для бизнеса может представлять организация индустриальной переработки извлеченных отходов с получением готовой продукции: рециклинг отходов пластмассы, рециклинг макулатуры, рециклинг алюминиевой тары и другое.
Для того, чтобы достичь необходимого уровня работоспособности и прибыльности планируемого предприятия комплексной переработки отходов на КПТ, специализирующегося на глубокой переработке вторсырья, схема снабжения предприятия нужным количеством сырья в основном основана на личной заготовительной базе посредством создания участка сортировки мусора непосредственно на КПТ, а также локальных мусоросортировочных станций на территориях муниципальных образований Центральной, Юго-Восточной и Юго-Западной зон, входящих в состав данного инвестиционного проекта.
Таким образом, для развития предприятий в области переработки отходов на первый взгляд есть следующие условия:
имеются предложения отходов для выборки ВМР;
имеются технологии по переработке вторичного сырья;
существует заинтересованность общества в переработке отходов как факторе улучшения экологии.

10. Экономически обоснованные предложения
по дальнейшему способу утилизации вторичного сырья

Использование ВМР в Российской Федерации осуществляется практически во всех отраслях промышленности. Однако масштабы и уровень использования характеризуются значительной неравномерностью и зависят от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, возникающей в связи с обращением с ними как с загрязнителями окружающей среды, и, самое главное, от складывающихся экономических условий, определяющих рентабельность каждого конкретного вида производства, использующего отходы.
Наиболее высокими показателями использования отходов в качестве вторичного сырья в промышленных масштабах характеризуется черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. Данные по использованию вторичного сырья представлены в таблице 5. Полностью или почти полностью из вторичного сырья изготавливаются отдельные виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т.д.).

Таблица 5

Вид продукции
Вторичное сырье
Доля вторичного сырья в производстве продукции, %
Картонно-бумажная
Макулатура
18,0
Сталь
Лом черных металлов
27,0
Термопластичные полимеры
Дробленка, агломерат, гранулят из отходов термопласта
4,2

В связи с тем, что значительная часть ВМР представляет коммерческий интерес, существуют производства по переработке указанных отходов. Тем не менее сейчас в России перерабатывается не более 7% всех отходов. Очевидно, что на сегодняшний день потенциал вторичной переработки в стране совершенно не раскрыт. По оценкам участников рынка, глубина процесса переработки отходов ведет к тому, что стоимость выпускаемой вторичной продукции в среднем на 50% выше стоимости отходов, поступивших в переработку. Валовая рентабельность данного вида деятельности составляет по средним оценкам 9 - 11%.
Основной проблемой отрасли переработки в целом является исключительное многообразие мусора и практическая невозможность сортировки и очистки отходов до такой степени, чтобы произведенное вторичное сырье не уступало по качеству первичному.
Существующие технологии переработки требуют разделения отходов на отдельные конкретные фракции (например, отдельно картон и бумагу, отдельно пластик высокого и низкого давления, стекло по цветам и прочее), чтобы изготовить качественное вторичное сырье, и, соответственно, придать вторичному ресурсу большую рыночную стоимость.
Одним из главных условий создания отрасли переработки вторичных материальных ресурсов являются инвестиции. В реальных экономических условиях предоставление инвестиций предполагает невысокий срок окупаемости капитальных затрат.
В этой связи было проведено исследование по оценке эффективности переработки наиболее распространенных видов отходов, основываясь на товарно-ценовых нишах на вторичную продукцию.

11. Предложения по созданию сети муниципальных организаций
и предприятий, обеспечивающих сбор, первичную переработку
и временное хранение вторичных ресурсов

Для муниципальных образований, вошедших в инвестиционный проект, предлагается создание централизованной системы сбора отходов и ВМР, как уже было описано выше.
Создание такой системы на базе КПТ и МСС позволит наиболее полно охватить всю территорию области системой сбора и переработки ВМР. При этом будут созданы условия для развития малого предпринимательства в этой сфере деятельности с учетом гарантий по приему вторсырья и размещения этих точек приема в каждом районе, что возможно осуществить по всей области. В предлагаемой системе не предполагается создание муниципальных предприятий и организаций, так как это уже не является обязательными полномочиями муниципальных органов власти. Это перспективная сфера бизнеса, и здесь предполагаются частные инвестиции и соответственно частные предприятия, работающие в партнерстве с муниципальными органами власти.

12. Предложения по межмуниципальному размещению
объектов санитарной очистки

К межмуниципальным объектам в первую очередь относятся:
коммунально-промышленная территория (КПТ), создаваемая в Кирово-Чепецком районе, которая будет в той или иной степени обслуживать всю область;
МСС и полигон ТБО в Слободском районе;
полигон ТБО в Шабалинском районе;
МСС и полигон ТБО в Яранском районе;
МСС и полигон ТБО в Вятскополянском и Нолинском районах;
МСС в Уржумском муниципальном районе.
В то же время фактически и все другие создаваемые в рамках инвестиционного проекта объекты, а также объекты, реализуемые по другим программам, будут иметь статус межмуниципальных объектов, так как будут задействованы на межпоселенческом и даже межрайонном уровне. Все они будут объединены в единую комплексную систему управления отходами потребления и ВМР.

13. Предложения по оптимизации затрат на сбор,
сортировку, переработку твердых бытовых отходов

С целью оптимизации затрат на капитальные вложения и иные затраты на мероприятия по санитарной очистке осуществляется поэтапное вхождение муниципальных образований Кировской области в инвестиционный проект.
I-й этап реализации Проекта включает в себя следующие мероприятия:
по Центральной зоне - создание и ввод в эксплуатацию коммунально-промышленной территории с организацией предприятия комплексной переработки твердых бытовых отходов; строительство полигона в Слободском районе; закрытие исчерпавших свой ресурс полигонов в Слободском и Куменском районах; на территории Верхошижемского, Котельничского, Куменского, Мурашинского, Слободского, Юрьянского районов, Орловского района Кировской области сооружение и ввод в эксплуатацию локальных мусоросортировочных станций, оборудованных участком перегрузки мусора; сооружение мусоросортировочной станции при действующем полигоне в Оричевском районе (полигон будет эксплуатироваться в течение всего I-го этапа);
по Юго-Восточной зоне - закрытие исчерпавшего свой ресурс полигона в Вятскополянском районе, строительство и ввод в эксплуатацию рядом нового полигона в комплексе с мусоросортировочной станцией; сооружение и ввод в эксплуатацию мусоросортировочной станции в Уржумском муниципальном районе, оборудованной участком перегрузки мусора;
Юго-Западная зона на данном этапе в состав Проекта не входит.
II-й этап реализации Проекта включает в себя следующие мероприятия:
по Центральной зоне - закрытие (ориентировочно к 2029 году) полигона ТБО в Оричевском районе;
по Юго-Восточной зоне - сооружение и ввод в эксплуатацию полигона, оснащенного мусоросортировочной станцией, в Нолинском районе;
по Юго-Западной зоне - закрытие исчерпавшего свой ресурс полигона в Яранском районе и строительство нового полигона в Яранском районе, оснащенного мусоросортировочной станцией.
К моменту ввода объектов переработки, утилизации, захоронения ТБО в Кировской области должна быть налажена система сбора и транспортировки отходов. В 2014 - 2015 годах осуществляется закупка оборудования и устройство контейнерных площадок для ТБО, а также закупка мусоровозной техники по всей Центральной зоне, Уржумскому муниципальному району, Малмыжскому и Вятскополянскому районам.
В 2021 - 2022 годах осуществляется закупка оборудования и устройство контейнерных площадок для ТБО, а также закупка мусоровозной техники на оставшейся территории Кировской области, при этом необходимо учитывать равномерное распределение затрат по муниципальным образованиям.
Таким образом, к 2023 году территория Кировской области будет охвачена планово-регулярной системой очистки более чем на 95%. Каждое муниципальное образование будет оборудовано необходимым количеством контейнеров и местами для временного хранения бытовых отходов в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", будут закуплены в необходимом количестве машины для дезинфекции контейнеров, собирающие мусоровозы.
Этапы реализации мероприятий Проекта представлены в таблице 6.

Таблица 6

Статья
Этапы
Срок реализации
Ввод в эксплуатацию
Разработка и согласование в соответствующих инстанциях проектно-сметной документации объектов системы обращения с ТБО
1 этап
01.01.2014 - 31.12.2015

2 этап
01.01.2019 - 31.12.2020

Центральная зона



Обустройство мест сбора ТБО, закупка специализированной техники (в том числе машины для мойки контейнеров, собирающие мусоровозы)
1 этап
01.01.2014 - 31.12.2015

Предприятие комплексной переработки ТБО на КПТ



Участок сортировки ТБО
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Предприятие по производству технического компоста
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Предприятие по производству товаров из вторсырья:



рециклинг ПЭТФ-тары
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
рециклинг алюминиевой тары
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
рециклинг макулатуры
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
рециклинг изделий из пластмассы
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
рециклинг композиционных упаковочных материалов
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Участок термического обезвреживания
1 этап
01.01.2017 - 31.12.2019
01.01.2020
Полигон ТБО (10 + 18 га):
1 этап


1 очередь эксплуатации

01.01.2017 - 31.12.2017
01.01.2018
2 очередь эксплуатации

01.01.2019 - 31.12.2019
01.01.2020
3 очередь эксплуатации

01.01.2022 - 31.12.2022
01.01.2023
4 очередь эксплуатации

01.01.2025 - 31.12.2025
01.01.2026
рекультивация

01.01.2046 - 31.12.2046

Мусоросортировочные станции, в т.ч. оборудованные участком перегрузки мусора



Верхошижемский район
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Котельничский район
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Куменский район
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Мурашинский район
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Оричевский район <*>
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Орловский район Кировской области
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Слободской район
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Юрьянский район
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Юго-Восточная зона



Обустройство мест сбора ТБО, закупка специализированной техники (в том числе машины для мойки контейнеров, собирающие мусоровозы):
1 этап
01.01.2014 - 31.12.2015

2 этап
01.01.2021 - 31.12.2022

Мусоросортировочные станции, в т.ч. оборудованные участком перегрузки мусора



Вятскополянский район <*>
1 этап
01.01.2016 - 31.12.2017
01.01.2018
Нолинский район <*>
2 этап
01.01.2022 - 31.12.2022
01.01.2023
Уржумский муниципальный район
1 этап
01.01.2017 - 31.12.2017
01.01.2018
Полигоны ТБО



Вятскополянский район
1 этап


1 очередь эксплуатации

01.01.2017 - 31.12.2017
01.01.2018
2 очередь эксплуатации

01.01.2024 - 31.12.2024
01.01.2025
3 очередь эксплуатации

01.01.2032 - 31.12.2032
01.01.2033
рекультивация

01.01.2046 - 31.12.2046

Нолинский район
2 этап


1 очередь эксплуатации

01.01.2027 - 31.12.2027
01.01.2028
2 очередь эксплуатации

01.01.2031 - 31.12.2031
01.01.2032
3 очередь эксплуатации

01.01.2035 - 31.12.2035
01.01.2036
рекультивация

01.01.2046 - 31.12.2046

Юго-Западная зона



Обустройство мест сбора ТБО, закупка специализированной техники (в том числе машины для мойки контейнеров, собирающие мусоровозы):
2 этап
01.01.2021 - 31.12.2022

Мусоросортировочная станция



Яранский район
2 этап
01.01.2021 - 31.12.2022
01.01.2023
Полигон ТБО



Яранский район
2 этап


1 очередь эксплуатации

01.01.2022 - 31.12.2022
01.01.2023
2 очередь эксплуатации

01.01.2028 - 31.12.2028
01.01.2028
3 очередь эксплуатации

01.01.2033 - 31.12.2033
01.01.2034
рекультивация

01.01.2046 - 31.12.2046


14. Схемы формирования тарифа с учетом возврата
заемных денежных средств (не менее двух схем)

Разработка Генеральной схемы очистки территории осуществляется в рамках научно-исследовательской работы по инвестиционному проекту "Создание системы управления отходами потребления и вторичными материальными ресурсами на территории Кировской области", основной целью которого является формирование предложений, демонстрирующих потенциальным частным инвесторам инвестиционную привлекательность Проекта. С этой точки зрения возможно использование следующей схемы формирования тарифа, обеспечивающей наилучшие условия для привлечения сторонних средств в сферу обращения с отходами.
Существуют планировочные и социально-экономические ограничения при разработке и реализации системы обращения с отходами, учет которых позволит выстроить сбалансированную политику в области обращения с отходами в Кировской области. Кроме удовлетворения потребностей населения СОО должна обеспечивать формирование условий для быстрого развития рынка в сфере обращения с отходами.
14.1. Планировочные ограничения.
Планировочные ограничения представляют собой формирование инвестиционных производственных площадок в разрезе объектов переработки, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов.
В Центральной зоне в Кирово-Чепецком районе предполагается создание КПТ с организацией предприятия комплексной переработки твердых бытовых отходов. Учитывая местные условия на предоставляемом участке (в т.ч. охранную зону аэропорта), представляется возможным размещение на данной территории полигона ТБО площадью 10 га. Дополнительно для захоронения "хвостов" после переработки отходов Центральной зоны был выбран участок в Слободском районе, соответствующий требованиям природоохранного законодательства.
На территории Верхошижемского, Котельничского, Куменского, Мурашинского, Слободского, Юрьянского районов, Орловского района Кировской области предлагается сооружение локальных мусоросортировочных станций, оборудованных участком перегрузки мусора, на территории Оричевского района предлагается сооружение мусоросортировочной станции при действующем полигоне (полигон будет эксплуатироваться до 2029 года) с целью организации транспортных потоков и снижения транспортной нагрузки.
На территории Юго-Восточной зоны предлагается сооружение МСС в Вятскополянском, Нолинском районах, Уржумском муниципальном районе. Мусоросортировочная станция в Уржумском районе оборудуется участком перегрузки мусора. Для дальнейшего обезвреживания "хвостов", поступающих от мусоросортировочных станций, также предлагается строительство полигонов в Вятскополянском, Нолинском районах.
На территории Юго-Западной зоны предлагается строительство полигона в Яранском районе, оснащенного мусоросортировочной станцией.
14.2. Социально-экономические ограничения.
Обезвреживание отходов в условиях рыночной экономики осуществляется в соответствии с принципом "загрязнитель - платит". Конкретно в случае обращения с отходами потребления в качестве загрязнителя выступает население, с отходами производства - предприятия и организации. Фактически это означает, что они должны покрывать все расходы на сбор, транспортировку, переработку и конечное обезвреживание отходов.


------------------------------------------------------------------