По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Кировского областного суда от 01.06.2015 по делу N 3-24/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2, 3 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 N 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду ">



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. по делу № 3-24

Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кощеева А.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Коммунэнерго" о признании недействительным решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)",

установил:

ОАО "Коммунэнерго" обратилось в Кировский областной суд с заявлением о признании недействительным решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)".
В обоснование доводов указало, что решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)" установлены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) для ОАО "Коммунэнерго". Решение о тарифах на ГВС опубликовано 21.12.2014 в газете "Вести. Киров" № 110 (2097). Согласно приложению к решению о тарифах на ГВС региональной службой по тарифам Кировской области для ОАО "Коммунэнерго" установлены однокомпонентные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) исходя из стоимости за 1 куб. метр. ОАО "Коммунэнерго" считает, что решение о тарифах на ГВС не соответствует закону и иным нормативным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы Общества. Федеральным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, действующим на момент рассмотрения дела об установлении тарифа и принятия оспариваемого постановления, не предусмотрена возможность установления однокомпонентного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды. Таким образом, решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)" не соответствует Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.
Кроме того, заявитель полагает, что решение о тарифах на ГВС нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы ОАО "Коммунэнерго". В настоящее время у ряда потребителей внутридомовые коммуникации, посредством которых обеспечивается потребление горячей воды, спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их большую теплоотдачу (полотенцесушители больших размеров, сушильные комнаты, подогреваемые полы и т.п.). В связи с этим ОАО "Коммунэнерго" для поддержания нормативной температуры горячей воды, циркулирующей в контуре горячего водоснабжения, вынуждено дополнительно подогревать сетевую воду и обеспечивать более интенсивную принудительную циркуляцию сетевой воды в контуре горячего водоснабжения. Следовательно, указанные пользователи потребляют как горячую воду, так и тепловую энергию, при этом расходы на производство тепловой энергии ОАО "Коммунэнерго" никаким образом не оплачиваются и не компенсируются. В связи с этим установленные правлением региональной службы по тарифам Кировской области однокомпонентные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) не обеспечивают соблюдение установленного пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" принципа достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и их абонентов, а ОАО "Коммунэнерго" несет значительные убытки.
На основании изложенного с учетом последующих уточнений просило признать пункты 2, 3 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)" и приложение к решению правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015 недействительными.
В судебном заседании представитель ОАО "Коммунэнерго" Ж. заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что законодательство о ценообразовании в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает возможность установления только двухкомпонентного тарифа на горячую воду. Федеральным законом от 28.06.2014 № 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в часть 9 статьи 32 Закона о водоснабжении, однако они носят несистемный характер. В связи с чем в действующем законодательстве о ценообразовании в сфере водоснабжения и водоотведения возникла коллизия. Вместе с тем частью 2 статьи 32 Закона о водоснабжении установлено, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. То есть данная норма является отсылочной. Отсылочными также являются и положения части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении. Таким образом, из содержания частей 2 и 9 статьи 32 Закона о водоснабжении следует, что Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Правительством РФ, обладают большей юридической силой, нежели сами эти нормы. Порядком, к которому отсылают части 2 и 9 статьи 32 Закона о водоснабжении, являются Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406. Разделом XI данного документа определены особенности установления тарифов на горячую воду. Содержанием пункта 88 раздела XI Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения четко установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Положениями данного раздела возможность установления однокомпонентного тарифа не предусмотрена.
Полагает, что установление однокомпонентного тарифа нарушает принцип обеспечения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей. Коммунальная услуга по горячему водоснабжению, по сути, может использоваться потребителями двумя способами: 1) непосредственно для потребления горячей воды и 2) для получения тепловой энергии посредством ее отбора с помощью соответствующим образом сконструированных внутридомовых сетей горячего водоснабжения: установленные правлением РСТ Кировской области однокомпонентные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) не обеспечивают соблюдение баланса интересов ОАО "Коммунэнерго" и его потребителей, поскольку для потребителей созданы все условия для пользования коммунальной услугой по горячему водоснабжению, причем как для получения горячей воды, так и для получения тепла от внутридомовых сетей горячего водоснабжения. В то же время экономические интересы ОАО "Коммунэнерго" не соблюдаются, так как действующий однокомпонентный тариф на горячую воду не позволяет ОАО "Коммунэнерго" компенсировать расходы на производство тепловой энергии, использованной потребителями, потребившими ее за счет услуги горячего водоснабжения. В данном случае потребители фактически пользуются тепловой энергией бесплатно. Таким образом, установленные РСТ Кировской области для ОАО "Коммунэнерго" тарифы на горячую воду нарушают принципы тарифного регулирования, установленные Законом о водоотведении, а следовательно, противоречат действующему законодательству.
Отметил, что размер тарифа, методика его исчисления заявителем не оспариваются.
Представители заинтересованного лица - региональной службы по тарифам Кировской области В., З. считают заявление необоснованным, действия РСТ основанными на законе, в связи с чем просили в удовлетворении заявления отказать.
Позиция заинтересованного лица в отношении заявленных требований основывается на следующих обстоятельствах:
Федеральным законом от 28.06.2014 № 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В названной норме слово "устанавливаются" заменено словами "могут быть установлены". Тем самым законодатель изменил подход к регулированию тарифов на горячую воду. Если согласно ранее действующей редакции тарифы на горячую воду должны были устанавливаться только в виде двух компонентов, то использование в новой редакции Закона по отношению к двухкомпонентным тарифам формулировки "могут быть установлены" означает, что установление двухкомпонентных тарифов является исключением из общего правила. Таким образом, оспоренное решение РСТ Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015, которым для заявителя установлен однокомпонентный тариф на горячую воду, полностью соответствует ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в ред. от 28.06.2014 № 200-ФЗ).
Толкование части 9 статьи 32 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в ред. от 28.06.2014 № 200-ФЗ) дано в информационном письме ФСТ России от 18.11.2014 № СЗ-12713/5 "По вопросу регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2015 год". ФСТ России также считает правомерным установление на 2015 год как двухкомпонентных, так и однокомпонентных тарифов на горячую воду.
Установление на горячую воду как однокомпонентных, так и двухкомпонентных тарифов на горячую воду прямо предусмотрено и жилищным законодательством. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (ред. от 14.02.2015), предусматривают расчет платы за коммунальную услугу по водоснабжению с применением как однокомпонентных, так и двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Правила в редакции постановления Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 (действовавшие на момент принятия обжалуемого решения) не предусматривали порядок расчета платы граждан за услугу ГВС с применением двухкомпонентного тарифа. В связи с этим установленная тарифным законодательством возможность принятия двухкомпонентного тарифа на горячую воду противоречила жилищному законодательству.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора Наймушина А.Л., полагавшего, что заявление ОАО "Коммунэнерго" удовлетворению не подлежит, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)" установлены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) для ОАО "Коммунэнерго".
Согласно приложению к решению о тарифах на ГВС региональной службой по тарифам Кировской области для ОАО "Коммунэнерго" установлены однокомпонентные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) исходя из стоимости за 1 куб. метр.
Оспаривая указанное решение, учреждение обратилось с заявлением в суд.
Спорные правоотношения на уровне Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление Правительства РФ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся в том числе установление тарифов в указанной сфере и выбор методов тарифного регулирования.
Подпунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен на товары в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти.
В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 г. № 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" и постановлением Правительства области от 25 марта 2008 г. № 126/94 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области" постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.

Согласно пункту 3.1.2.2.2.1 Положения РСТ Кировской области устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Оспариваемое решение было опубликовано в издании "Вести. Киров" № 110 (2097) от 21 декабря 2014 года, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов, принятых правлением службы (пункт 3.1.2.21 постановления Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 "Об утверждении Положения о региональной службе по тарифам Кировской области").

Из приведенного выше следует, что решение правления РСТ Кировской области от 22 ноября 2014 года № 43/14 принято в пределах ее полномочий, с соблюдением формы и порядка его принятия и введения в действие.
В соответствии с частью 9 статьи 32 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в редакции от 28.06.2014, тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названных положений Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения).
В соответствии с пунктом 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения настоящий документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае, если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Пункт 89 Основ ценообразования устанавливает, что компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Пункт 92 Основ ценообразования предусматривает, что значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Оспаривая решение правления региональной службы по тарифам от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015, заявитель указывает на несоответствие оспариваемого решения вышеназванным нормативным правовым актам.
В то же время заявителем не было учтено следующее.
Исходя из анализа части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в действующей редакции следует, что указанной нормой предусмотрена возможность установления как однокомпонентного, так и двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение, поскольку текст оспариваемой нормы не содержит прямого указания на установление только двухкомпонентного тарифа.
Устанавливая такую возможность (а не обязанность) утверждения двухкомпонентного тарифа, законодатель тем самым наделяет орган в сфере государственного регулирования полномочием выбора, какой тариф в конечном итоге утвердить.
Письмом по вопросу регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2015 год от 18.11.2014 № СЗ-12713/5 ФСТ разъяснила, что органы регулирования вправе устанавливать однокомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.
Помимо прочего, из представленных пунктов Основ ценообразования следует, что тарифы на горячую воду устанавливаются с применением двух компонентов - компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию.
Из разъяснений региональной службы по тарифам Кировской области следует, что компоненты на холодную воду приняты на уровне утвержденных тарифов на холодную воду поставщиков воды (ООО "Родник", МП "Горводоканал", ООО "ЖКХ", МУП "Водоканал"), у которых заявитель приобретает ресурс для производства горячей воды, что содержится на стр. 2 - 3 заключения экспертной группы РСТ КО по расчету обоснованности тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ОАО "Коммунэнерго" (далее - экспертное заключение). Размер тарифов на тепловую энергию, с учетом которых произведен расчет тарифов на услуги ГВС службой, предусмотрен на стр. 3 экспертного заключения.
Финансовые потребности заявителя на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии, определены на стр. 4 экспертного заключения в сумме на 1 полугодие - 10,950 тыс. руб., на 2 полугодие - 16,358 тыс. руб.
Стоимость потерь тепловой энергии трубопроводами принята на уровне, заявленном предприятием, и не превышает учтенный при регулировании тарифов на тепловую энергию для заявителя на 2015 год (стр. 5 экспертного заключения).
Таким образом, установлено, что расчет службы тарифов для заявителя произведен с учетом требований Основ ценообразования: с применением двух компонентов - холодной воды исходя из одноставочного тарифа на холодную воду за куб. м и тепловой энергии исходя из тарифа на тепловую энергию за 1 Гкал, что подтверждается стр. 5 экспертного заключения, имеющегося в материалах дела.
При этом сам порядок расчета заявителем не оспаривается.
Информационным письмом ФСТ разъяснено, что при расчете тарифа на горячую воду в расчете на куб. м необходимо руководствоваться положениями Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47.
Пунктом 7 Методических указаний предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Порядок расчета тарифов на услуги ГВС установлен разделом V.I.3 "Горячее водоснабжение" Методических указаний.
Расчет однокомпонентного тарифа с применением п. 58 Методических указаний не противоречит положениям раздела XI Основ ценообразования, более того, содержит математический расчет, т.е. определяет формулу, с применением которой рассчитывается тариф на услугу ГВС.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п. 36 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Иными словами, порядок расчета платы граждан за коммунальную услугу по ГВС устанавливается императивными нормами Правил. Установление порядка расчета такой платы по соглашению сторон действующим законодательством не предусмотрено.
В пункте 50 Правил установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 8, 16, 19 и 21 приложения № 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", и в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Так, пункт 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", указывает, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели:

б) в отношении горячего водоснабжения (горячей воды):
в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;
на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в приложении VIII устанавливают расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение).
При этом в п. 1 примечаний указывается, что для применения настоящего приложения при расчете размера платы за коммунальные услуги используются следующие единицы измерения:
а) в отношении объемов коммунальных ресурсов:
тепловая энергия - Гкал;
холодная вода, горячая вода, сточные бытовые воды, газ - куб. метр;
электрическая энергия - кВт.час;
б) в отношении нормативов потребления коммунальных услуг:
отопление - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений;
холодное водоснабжение, водоотведение - куб. метр на 1 человека;
в случае, если не установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, - куб. метр на 1 человека
(абзац введен постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129);
в случае, если установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду
(абзац введен постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129):
горячая вода - куб. метр на 1 человека
(абзац введен постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129).
Таким образом, Правительство РФ путем принятия указанного подзаконного акта - постановления Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 фактически реализовало положения ч. 9 ст. 39 Закона о водоснабжении, также указав на возможность установления иного помимо двухкомпонентного тарифа на горячую воду. Из вышеназванных нормативных правовых актов следует, что при установлении тарифов на горячую воду могут быть применены как двухкомпонентные тарифы, так и однокомпонентные.
При этом исходя из буквального толкования положений части 9 статьи 32 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" именно в случае установления двухкомпонентного тарифа расчет его размера производится в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в случае установления однокомпонентного тарифа подобного императивного положения в Законе не содержится.
Внесение изменений в федеральное законодательство предполагает, что в конечном итоге все нормативные правовые акты будут приведены в соответствие с действующим законодательством, при этом отсутствие изменений в Основах ценообразования не может являться основанием для неисполнения норм нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доводы заявления основаны на неверном толковании действующего законодательства, нормативных правовых актов, а также противоречат исследованным материалам дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правление региональной службы по тарифам Кировской области при принятии решения № 46/54-кс-2015 от 17 декабря 2014 года "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)" руководствовалось требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере водоотведения. Нарушений процедуры принятия решения не установлено.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что нормативно-правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативно-правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных ОАО "Коммунэнерго" требований о признании пунктов 2, 3 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)" недействительными отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья
областного суда
А.В.КОЩЕЕВ


------------------------------------------------------------------