По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Лебяжской районной Думы Кировской области от 30.04.2015 N 325 "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Лебяжского района"



ЛЕБЯЖСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. № 325

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
И МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛЕБЯЖСКОГО РАЙОНА

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", на основании представления прокуратуры Лебяжского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 13.03.2015 № 02-04-2015 Лебяжская районная Дума решила:
1. Отменить решение Лебяжской районной Думы от 15.09.2010 № 526 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Лебяжского района (проектов нормативных правовых актов)".
2. Утвердить порядок проведения антикоррупционной экспертизы и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Лебяжского района. Прилагается.
3. Опубликовать настоящее решение в Сборнике основных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Лебяжского района Кировской области, на официальном сайте Лебяжского района.
4. Решение вступает в силу с даты опубликования в Сборнике основных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Лебяжского района Кировской области.

Глава
Лебяжского района
Кировской области
А.Б.ОЖЕГОВ





Утвержден
решением
Лебяжской районной Думы
Кировской области
от 30 апреля 2015 г. № 325

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И МОНИТОРИНГА
ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛЕБЯЖСКОГО РАЙОНА

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа проведения антикоррупционной экспертизы и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Лебяжского района (далее - Порядок) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации".

Глава 2. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛЕБЯЖСКОГО РАЙОНА

Статья 2. Общие принципы проведения экспертизы

1. Экспертиза на коррупциогенность (за исключением независимой антикоррупционной экспертизы) проводится специалистами по юридическим вопросам отделов и управлений администрации Лебяжского района, аппарата Лебяжской районной Думы (далее - юрисконсульт) одновременно с правовой экспертизой проектов документов.
Антикоррупционная экспертиза проектов решений, выносимых на рассмотрение районной Думы, проводится специалистами по юридическим вопросам отделов и управлений администрации Лебяжского района, выносящих проекты на рассмотрение.
2. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).
3. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования муниципальными служащими особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупциогенных факторов.
4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой.

Статья 3. Коррупциогенные факторы

1. Коррупциогенными факторами являются:

1.1.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
1.1.2. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления Лебяжского района (их должностных лиц) (далее - органы местного самоуправления).
1.1.3. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций.
1.1.4. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления.
1.1.5. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органов, принявших первоначальный нормативный правовой акт.
1.1.6. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов.
1.1.7. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
1.1.8. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
1.1.9. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
1.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
1.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
1.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
1.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Статья 4. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов

Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах проектов документов следует:
1. Проанализировать все полномочия органа местного самоуправления.
2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.

Статья 5. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа или положения проекта документа и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
3. Заключительный этап - визирование проекта документа юрисконсультом либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.
4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4. Конкретные положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
4.6. Вывод о наличии в проекте документа признаков коррупциогенности.
5. Заключение экспертизы проекта документа, подписанное юрисконсультом, направляется руководителю органа местного самоуправления, подготовившего проект документа.
6. Орган местного самоуправления, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.
6.2. Принимает решение об отзыве проекта документа.

Статья 6. Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления

1. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые органами местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение юрисконсульта, обеспечивают их размещение на официальном информационном сайте Лебяжского района в сети Интернет http://lebyazhe43.ru/.
Одновременно с текстом проекта документа на официальном информационном сайте должна быть размещена следующая информация:
наименование разработчика проекта документа;
даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;
юридический адрес и адрес электронной почты для направления заключений.
Срок, устанавливаемый разработчиками проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не может быть менее 14 календарных дней и исчисляется со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте.
3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
4. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в течение 30 дней со дня получения его по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
5. По результатам рассмотрения заключения разработчиком проекта нормативного правового акта принимается решение о доработке документа или отклонении заключения. О принятом решении независимому эксперту направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Глава 3. МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛЕБЯЖСКОГО РАЙОНА

Статья 7. Цели и задачи мониторинга

1. Мониторинг нормативных правовых актов представляет собой деятельность по сбору и анализу информации о практике реализации действующих нормативных правовых актов. Цель мониторинга - выявление соответствия достигаемых при их применении результатов тем, которые планировались при их принятии, а также устранение пробелов и недостатков правового регулирования.
2. Проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
предоставление объективной информации о необходимости правового регулирования определенных общественных отношений;
создание постоянно действующей связи между органами местного самоуправления, принимающими нормативные правовые акты, и правоприменителями;
выявление пробелов, дублирования и коллизий в нормативных правовых актах, определение эффективности действия правовых норм с целью совершенствования и систематизации нормативных правовых актов;
определение эффективности действия правовых норм с целью совершенствования и систематизации нормативных правовых актов;
отслеживание практики реализации нормативных правовых актов в процессе организации взаимодействия органов местного самоуправления, организаций и граждан;
выявление коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах области;
выявление ошибок юридико-технического характера;
формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.
В ходе мониторинга нормативных правовых актов осуществляется оценка эффективности их реализации как показателя достижения социально значимого результата в соответствующей сфере общественных отношений.

Статья 8. Стадии проведения мониторинга

1. Мониторинг реализации нормативного правового акта включает следующие стадии:
наблюдение за реализацией нормативного правового акта;
анализ данных наблюдения за реализацией нормативного правового акта;
оценку эффективности реализации нормативного правового акта и выработку мер по ее повышению;
принятие решения о необходимости регулирования тех или иных правоотношений;
принятие решения о подготовке изменений в нормативный правовой акт.
1.1. В ходе наблюдения за реализацией нормативного правового акта органом местного самоуправления, проводящим мониторинг в установленной сфере, осуществляется сбор, обработка и систематизация информации.
Основой наблюдения за реализацией нормативного правового акта выступают:
информация о правоприменительной практике;
информация о содержании обращений, поступающих в органы местного самоуправления и касающихся исследуемых правоотношений;
информация об оспаривании нормативного правового акта в судебном порядке, принятых актах (решениях, определениях, постановлениях) и результатах их исполнения;
информация о мерах прокурорского реагирования (требование, протест, представление, заявление в суд), внесенных на нормативный правовой акт;
предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации об отмене или изменении нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству;
информация об экспертных заключениях Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области;
экспертные заключения, подготовленные отделом по ведению регистров муниципальных нормативных правовых актов департамента по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области;
мнения ученых-специалистов, специалистов-практиков, резолюции научно-практических конференций, семинаров, рекомендации круглых столов, встреч и совещаний;
информация об обращениях граждан и юридических лиц.
1.2. Анализ реализации нормативного правового акта.
В ходе анализа исследуются следующие показатели реализации нормативного правового акта:
информированность субъектов регулируемых общественных отношений о действии и содержании нормативного правового акта;
оценка объективной необходимости и социальной значимости правового регулирования общественных отношений;
соответствие нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, Уставу области, законам области и иным нормативным правовым актам;
изменения, вносимые в нормативный правовой акт, и их причины;
наличие нормативных правовых актов, необходимых для реализации исследуемого нормативного правового акта; согласованность с этим актом принятых в его исполнение нормативных правовых актов и муниципальных нормативных правовых актов;
уровень освоения компетенции, указанной в нормативном правовом акте, органами местного самоуправления, соответствие правоприменительной практики требованиям нормативного правового акта, соблюдение установленных юридических процедур;
наличие недостатков правового регулирования: отсутствие в нормативном правовом акте необходимых норм, произвольное дублирование правового регулирования общественных отношений, коллизии, наличие недействующих норм;
наличие комментариев и методических рекомендаций и разъяснений по вопросам применения нормативного правового акта;
наличие материальной основы для реализации положений нормативного правового акта (объем финансовых ресурсов, направляемых на его реализацию);
уровень квалификации правоприменителей, кадровая обеспеченность;
степень исполнения правоприменителями нормативного правового акта.
1.3. Оценка эффективности реализации нормативного правового акта.
1.3.1. Основными критериями оценки эффективности выступают:
соответствие нормативного правового акта законодательству;
актуальность нормативного правового акта;
реальность исполнения норм, в том числе их финансовая, кадровая организационная обеспеченность;
результативность принятия нормативного правового акта (социально-экономический эффект, изменения в регулируемых общественных отношениях, достижение нормативно установленных целей).
1.3.2. По результатам оценки эффективности реализации нормативного правового акта принимается одно из следующих решений:
о достаточности правового регулирования;
о выработке мер по повышению эффективности его реализации;
о необходимости признания нормативного правового акта утратившим силу.

Статья 9. Порядок осуществления мониторинга

1. Мониторинг проводится в соответствии с планом, ежегодно утверждаемым руководителем органа местного самоуправления.
При наличии соответствующего поручения руководителя органа местного самоуправления или его заместителя мониторинг осуществляется без внесения изменений в план мониторинга.
2. Проект плана мониторинга ежегодно разрабатывается юрисконсультом органа местного самоуправления с учетом:
предложений прокуратуры Лебяжского района, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, отдела по ведению регистров муниципальных нормативных правовых актов департамента по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области;
предложений органов местного самоуправления Лебяжского района;
предложений институтов гражданского общества, средств массовой информации, иных организаций и граждан.
3. Органы местного самоуправления ежегодно, в срок до 1 ноября, направляют специалисту по юридическим вопросам предложения к проекту плана мониторинга.
Предложения в проект плана мониторинга должны содержать перечень нормативных правовых актов, предлагаемых к включению в план мониторинга, обоснование необходимости их включения в план мониторинга, наименование ответственного исполнителя (соисполнителя) - органа местного самоуправления, осуществляющего мониторинг соответствующего нормативного правового акта, и срок проведения мониторинга.
4. По результатам мониторинга органы местного самоуправления принимают в пределах своих полномочий меры по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков в нормотворческой и (или) правоприменительной деятельности, в том числе разрабатывают проекты новых, а также организуют внесение изменений либо признание утратившими силу действующих нормативных правовых актов Лебяжского района.
Информация о результатах мониторинга направляется руководителю органа местного самоуправления для принятия решения о разработке новых нормативных правовых актов или о внесении изменений в действующие акты.
5. Институты гражданского общества, средства массовой информации, иные организации и граждане направляют предложения по совершенствованию нормативной базы органов местного самоуправления Лебяжского района и иную информацию по вопросам мониторинга на адрес электронной почты, e-mail: admleb@kirovreg.ru, с пометкой "Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Лебяжского района".


------------------------------------------------------------------